Главная » Статьи » Это тоже интересно » Об Учителях, Мастерах, Подвижниках

НЕТЛЕННЫЙ ХАМБО-ЛАМА ИТИГЭЛОВ

Отбор в новую группу тайцзицюань

Нетленный Хамбо-лама Итигэлов
(подборка статей)
 
 
ИТИГЭЛОВ И ПУСТОТА
("Новая газета" от 6 апреля 2007 г.)


Правду об Итигэлове, ломающую привычную картину мира, хотят знать немногие. Люди судят по себе. Им важно доказать себе, что все - такие же, что жить можно только так, как они. Людям приятно было бы услышать, что Пушкин стрелялся на дуэлях "для имиджа". Что Новый Завет писали, рекламируя для туристов Иерусалим. Что Будда - лишь эффективный пиар-проект…

Россия жива не благодаря ценам на нефть. И "Газпром" ни при чем, и даже В.В.Путин. Нас спасают старухи, молящиеся в церквях, на последние гроши ставящие свечки Богородице. Но Россия уходит с Дальнего Востока и Сибири, русские уезжают и из Бурятии. Здесь православных бабок все меньше. Почему эту землю еще не разодрали на ресурсы Китай, Япония и США? Бурятские ламы знают, конечно, ответ, но они не любят разглагольствовать. Упоминают лишь, что XII Пандито Хамбо лама Итигэлов, вступая в должность, присягал императору Николаю II. А все, что делал Итигэлов, для бурятских буддистов свято.

Не буддисты, а депутаты Госдумы, обсуждая феномен Итигэлова, заявили, что Россия именно ему обязана и сохранностью своих восточных рубежей, и стабилизацией экономики.

Приезжавший в Иволгинский дацан первый вице-премьер Сергей Иванов сказал, что Итигэлов "продолжает служить России", а вице-адмирал Валерий Дорогин, депутат Думы, назвал его "составляющей национальной безопасности". Вот и давно исследующие феномен Итигэлова учёные университета "Дубна" заявили, что ментальное тело Хамбо ламы распространяется на 18-20 тыс. километров. И связали с этой силой сакральные явления, все чаще проявляющиеся на территории этнической Бурятии.

Опровергать или аргументировать справедливость таких утверждений бесполезно, люди всегда искали некий "пятый элемент", магическое звено в цепи вещей и событий, способное здесь, в этом мире, спасти и сохранить. Рациональный рассудок тут совершенно ничего не значит, потому что беспомощен. Просто зафиксирую: когда Итигэлов вернулся к нам, действительно произошло некое успокоение России - прекращение войны в Чечне, локальных гражданских войн в крупных городах за собственность. Цены на нефть опять же. А почему трубу от Байкала президент вдруг отвел, и президент ли? Что до гонений на олигархов, то Итигэлов в своем послании потомкам предупреждал: "Богатства, безумно собранные и накопленные, превратятся в особый яд".
 
Суббота, 29 Марта 2008 12:25
11 сентября 2002 года в Иволгинском дацане состоялось вскрытие саркофага с прахом Даши-Доржо Итигэлова (1852-1927 гг.). Тело было изъято из бумхана - места захоронения ламы в местности Хухэ-Зурхэн в присутствии руководства и священнослужителей Буддийской традиционной Сангхи России. Всеобщее удивление вызвало то, что спустя 75 лет с момента захоронения тело Великого ламы сохранилось в прекрасном состоянии - в той самой позе лотоса, которую принял Итигэлов, когда, медитируя, уходил из жизни. Даже среди очень продвинутых буддийских практиков достижение нетленнего тела - редчайший случай, считают представители Буддийской традиционной Сангхи России. Только великие Учителя, уходя из жизни, могут войти в состояние медитации-самадхи и очистить свое тело так, что после смерти оно сохраняется. Это происходит потому, что процесс смерти - угасание жизненных функций тела - находится под сознательным контролем. Но не всякое тело может сохраниться нетленным, утверждает старейший бурятский Гэлэк-Балбар лама. Можно только предположить, что Хамбо лама Даши-Доржо Итигэлов был практиком величайшего уровня, который достиг прямого постижения Пустоты - Великой реальности всех явлений. "С раннего детства я слышал от стариков и родственников о Хамбо ламе Итигэлове, - рассказывает унзад-лама, ведущий молитвенных чтений, Бимба Доржиев, который служит в Иволгинском дацане с 1988 года (родом он из Хурамши - села, располагающегося недалеко от бывшего Янгажинского дацана, где служил Итигэлов, - Авт.). - Запомнилась история о том, как прихожане Цонгольского дацана обратились к Хамбо ламе Итигэлову с просьбой определить новое место для постройки дацана, так как прежнее заливало водой во время наводнений.

Итигэлов указал место, сказав, что там зарыты колокольчик и ваджра первого Хамбо ламы Дамбы Доржи Заяева. И там действительно обнаружили эти предметы и впоследствии построили новый дуган Хилгантуйского (Цонгольского) дацана. Верующие приняли Итигэлова за перерожденца Хамбо ламы Заяева". удостоверились в сохранности его тела согласно завещанию. В самом деле, в 1955 году группа лам во главе с Хамбо ламой Лубсан-Нимой Дармаевым вскрыла саркофаг с телом, привела его в порядок и вернула в бумхан. Скорее всего, это было сделано втайне от властей, и, конечно же, в те годы не могло быть и речи о возвращении тела в дацан. "В уме я все время держал мысль, что нынешнему поколению буддийских священнослужителей необходимо вновь найти саркофаг Хамбо ламы и проверить состояние его тела, - продолжает лама Бимба Доржиев. - Даже во сне я видел, как мы открываем саркофаг, и еще больше утвердился в вере, что если сделать нетленное тело Хамбо ламы Итигэлова объектом почитания верующих, то это станет самым большим благом".

Доржиев нашел человека, который знал о месте захоронения Учителя, - дедушку Амгалана Дабаева, 1914 года рождения. Он видел Итигэлова при жизни, а его тесть участвовал в 1955 году во вскрытии саркофага. Бимба лама и группа верующих обратились к Пандито Хамбо ламе Дамбе Аюшееву с просьбой организовать раскопки. И 10 сентября с группой лам и родственниками Хамбо лама Аюшеев выехал на место захоронения. С помощью дедушки Амгалана было определено точное место захоронения. "Наш рациональный ум говорит, что сохранение в более или менее хорошем состоянии умершего тела невозможно. Все-таки прошло 75 лет после ухода Хамбо ламы, - говорит Дамба Аюшеев. - Я попросил всех в самый ответственный момент отойти от саркофага. К нему подошел медицинский эксперт Э. Мандарханов и, когда спустя некоторое время он подтвердил, что тело находится в сохранности, я испытал огромное облегчение и радость. Но одновременно почувствовал груз ответственности за дальнейшую судьбу этого драгоценного для нас тела".

Вечером 10 сентября при большом скоплении верующих саркофаг был встречен в дацане с почестями высшего буддийского иерарха. Под чтение молитв и звуки ритуальных инструментов его поместили в Диважин-дугане, где находится макет рая - чистой земли Будды Амитабхи, а также мандалы высших божеств. Волнение, сомнения, чувство сопричастности к историческому событию - эти эмоции испытывал каждый из присутствовавших при вскрытии саркофага. Эксперты И.А. Вологдин и Д.А. Горин сличают прижизненную фотографию Хамбо ламы Д.-Д. Итигэлова с эксгумированным телом, одетым в желтый тэрлиг, и с уверенностью говорят: "Это он".

С рассвета до ночи в Диважин-дугане ламы и хувараки ежедневно читают специальную молитву - "Дэмбрэл додбо" - "Хвала взаимозависимому происхождению" - коренной текст по пустотности всех явлений. Центральным духовным управлением Сангхи России решено соорудить специальный саркофаг из стеклопакета, создать все условия для дальнейшей сохранности драгоценной реликвии.Ответственным за "Собрание драгоценного тела Учителя" назначен один из главных инициаторов вскрытия места захоронения Хамбо ламы Д.-Д. Итигэлова унзад лама Иволгинского дацана Бимба Доржиев. Поклонение телу йогина может принести великое благо всем верующим, считает уважаемый Гэлэк-Балбар лама. Со времен учеников Цзонхавы, основателя школы Гелукпа ( ХV век), были попытки сохранения тела Учителя, но далеко не все оказались удачными. Но буддистам Бурятии несказанно повезло, они могут воочию лицезреть чудо. Великий Учитель смог через 75 лет явить свое нетленное тело взору своих последователей, чтобы напомнить о нашей бренности, о непостоянстве и смерти, о великой силе Учения Будды.

"
МЕНЯ ОНИ НЕ УСПЕЮТ ВЗЯТЬ"

Факты биографии двенадцатого Пандито Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова Рано оставшись сиротой, Даши-Доржо Итигэлов воспитывался у зажиточного по тем временам Надмита Батуева в местности Оронгой - ныне Иволгинский район. Достигнув 16 лет, он отправился на учебу в Анинский дацан Хоринской степной Думы. В те годы этот дацан являлся одним из самых известных по уровню образованности своих лам-священнослужителей. Там он провел около 20 лет, изучая санскрит, тибетский язык, логику, философию. Свои знания буддийских наук Даши-Доржо Итигэлов совершенствовал в Цугольском и Агинском дацанах, а также служил в Тамчинском дацане - резиденции Хамбо ламы. Скорее всего, в одном из них он защитил звание габжи-ламы, что соответствует званию кандидата философских наук. Вернувшись в Янгажинский дацан в местности Оронгой, он стал штатным буддийским философом, занять это место было очень трудно и одновременно почетно, потому что штатные ламы состояли фактически на государственном обеспечении.

В 1904 году Итигэлов назначается ширээтэ-ламой Янгажинского дацана. 24 марта 1911 года его выдвинули в числе десяти кандидатов на пост Пандито Хамбо ламы - главы буддистов Восточной Сибири. Грамотой от 11 апреля 1911 года Иркутского губернатора его утвердили в звании Верховного главы всех буддийских дацанов.По преданию, в момент интронизации Хамбо лама Д.-Д. Итигэлов, прежде чем воссесть на хамбинский трон, вынул седьмую из подушечек-олбоков и, положив ее поверх всех остальных, сел на трон. Это был олбок Пандито Хамбо ламы Ешижамсуева Данзат-Гэвана. До его правления среди буддистов Восточной Сибири шел давний спор о главенстве между Хилгантуйским и Тамчинским дацанами. Поступок Итигэлова расценили как знак того, что он пришел положить конец давним распрям.

Впоследствии Хамбо лама Д.-Д. Итигэлов занимался поисками места захоронения первого Пандито Хамбо ламы Дамба-Доржи Заяева и даже, по некоторым данным, был признан его перерожденцем верующими Хилгантуйского (Цонгольского) дацана. Находясь на посту Хамбо ламы, Д.-Д. Итигэлов прилагал большие усилия для просветительской деятельности, особенно в деле издания религиозной и светской литературы для мирян. За свою работу неоднократно награждался медалями от российского правительства и губернатора Восточной Сибири.
В 1913 году Пандито Хамбо лама участвовал по специальному приглашению в праздновании 300-летия Дома Романовых и в освящении буддийского храма в столице Российской империи г.Санкт-Петербурге. Инициатор постройки этого храма - известный буддийский деятель Агван Доржиев был ближайшим сподвижником и соратником Хамбо ламы Д-Д. Итигэлова. В Санкт-Петербургском дацане был совершен торжественный молебен о здравии и благополучии Дома Романовых. После Д.-Д.Итигэлов и А.Доржиев сфотографировались на память. На фото они стоят рядом, вместе с ними - известный востоковед П.К.Козлов и его жена, знаменитые впоследствии бурятские ученые Ц.Жамцарано, Э.-Д.Ринчино, монгольский князь Ханда-Доржи, калмыцкий князь Тундупов. Известно также, что Хамбо лама Итигэлов принимал участие в работе II общебурятского съезда, проходившего в Гусиноозерском дацане в июле 1917 года. По предложению Итигэлова съезд рассматривал новое "Положение о ламаистском духовенстве Восточной Сибири".

Уйдя в 1917 году по болезни с поста Хамбо ламы, Д.-Д. Итигэлов приложил немало усилий для сохранения и предотвращения погромов дацанов в переломные годы истории нашей страны. Умер Хамбо лама в 1927 году. Как настоящий буддийский практик, перед смертью он дал последние наставления своим ученикам и попросил их начать читать ради него "hуга Намши", специальную молитву - благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести ее в присутствии живого Учителя. Тогда Хамбо лама начал сам читать эту молитву, которую постепенно подхватили его ученики. Читая благопожелание и находясь в состоянии медитации на Ясный Свет Ума, он ушел из этой жизни. Перед этим он завещал своим ученикам: "Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет".

В позе лотоса, в которой Хамбо лама находился во время медитации, тело поместили в саркофаг и похоронили в бумхане - мавзолее в местности Хухэ-Зурхэн, где хоронили знаменитых лам. Один из них, сидевший во время ареста в 1938 году в одной камере с Агваном Доржиевым, вспоминал, что еще в 1921 году Итигэлов предупредил Доржиева, который в этот момент вернулся из Монголии: "Зря Вы сюда вернулись. Лучше бы Вы остались за границей. Скоро начнутся аресты лам. Попадете к ним в руки - живым они Вас не оставят". Агван Доржиев в ответ спросил: "А ты почему не уезжаешь за границу?". На что Итигэлов ответил: "Меня они не успеют взять"

* * *

МОСКВА, 01 декабря 2003 года - Сенсационные результаты исследований нетленного тела буддийского ламы были обнародованы в среду в Москве. "Образцы, взятые через 75 лет после погребения, показали, что органика кожи, волос и ногтей этого умершего человека ничем не отличается от органики живого", - рассказала доктор исторических наук, профессор РГГУ Галина Ершова.

Речь идет о теле известного религиозного деятеля по имени Даша-Доржо Итигелов, который был главой российских буддистов с 1911 по 1927 год. Перед кончиной он завещал достать свое тело из-под земли примерно через 30 лет. С тех пор эксгумация проводилась дважды: в 1955 и 1973 годах, и оба раза оказывалось, что тело хамбо-ламы не подверглось тлению. То же самое обнаружилось и на третий раз, в 2002 году, после чего тело Итигелова решили изучить медики. "Его суставы сгибаются, мягкие ткани продавливаются как у живого человека, а после вскрытия короба, в котором 75 лет покоился лама, оттуда стало исходить благоухание", - сказала Ершова.

По ее словам, "это полностью противоречит представлениям о том, что должно быть с человеком после 75 лет погребения". Ершова также отметила, что ни одного подобного факта до сих пор не было не только в истории буддизма, но и в истории человечества вообще. Тело покойного ламы вот уже два года является объектом поклонения буддистов Бурятии. Оно находится в Иволгинском храме Улан-Удэ - главном буддийском храме России. Был также показан фрагмент интервью нынешнего главы буддийской традиционной сангхи (общины) россии Дамбы Аюшеева, который отметил, что верующим буддистам этот феномен "дал еще больше веры, у сомневающихся снял сомнения, а атеистов заставил задуматься". Об этом сообщает "Интерфакс".

ПОКЛОНИТЬСЯ "НЕТЛЕННОМУ ТЕЛУ"
("Вести-Бурятия")

В 2005 году будет только 7 дней, когда верующие могут поклониться "нетленному телу" Хамбо Ламы Итигэлова. Ближайшая дата - 8 февраля, канун нового года по лунному календарю.

Тем временем в институте Хамбо Ламы продолжается изучение наследия виднейшего иерарха буддийской церкви. Феномен Итигэлова исследуется не только в религиозном плане, но и в естественнонаучном. И здесь вопросов больше чем ответов, после долгих исследований ученые признались, что не в состоянии объяснить феномен "нетленного тела" Многочисленные анализы только усложнили ситуацию. О том, к каким выводам пришли именитые московские ученые на встрече с журналистами рассказали представители буддийской традиционной сангхи и института Хамбо ламы Итигэлова.

Директор института Хамбо Ламы Итигэлова Янжима Васильева пояснила, что сейчас проходит исследование образцов ткани "нетленного тела" ядерно-резонансным методом, и на этом научное изучение феномена Итигэлова завершаются. Ученые так и не смогли объяснить загадку буддийского священнослужителя, чье тело было извлечено из земли спустя 75 лет после погребения. Они единодушны только в одном: феномен Итигэлова это сенсация не только в истории буддизма, но и человечества вообще. Руководил исследованиями заведующий отделом идентификации личности центра судмедэкспертизы Минздрава России профессор Виктор Звягин. Он заявил, что исследования свидетельствуют, что тело Хамбо Ламы соответствует телу человека, умершего 12 часов назад, в тоже время, когда одна из ученых подошла к нему, она явно чувствовала горячие руки.

Звягин и его коллеги с разрешения буддийского духовенства изучали образцы тканей "нетленного тела": волосы, упавшие с головы Ламы, чешуйки кожи и срез ногтя. Их сравнили с образцами живых людей, в том числе и самого профессора Звягина. По результатам был сделан вывод, что белковая структура не нарушена, соответствует живому человеку. Ошеломили и результаты исследования химического состава тела. Ученые не смогли объяснить тот факт, что у Итигэлова отсутствуют или ничтожно мало количество химических элементов.

Тело Хамбо Ламы Итигэлова уже два года является объектом поклонения буддистов Бурятии, России, мира. Оно находится в Иволгинском дацане, в помещении без специального оборудования, в стеклянном саркофаге, который скорее защищает от пыли, чем от времени. Ему тело Ламы не подвластно - никаких изменений за 2 года. Практически постоянно около учителя находится его главный смотритель Бимбо Лама. Через определенное время, по сезону, он меняет ему одежду, и к этому периоду суставы становятся более подвижными. Бимбо Лама отметил, что при переодевании от тела учителя исходит благоухание.

Ламы рассказывают о многих чудесах, происходящих вокруг "Драгоценного тела". В том числе и о волшебных исцелениях людей, которым удалось увидеть Хамбо Ламу Итигэлова.

В этом году сангха назвала лишь 7 дней, когда можно будет поклонится его телу, ближайший - канун нового года по лунному календарю.

И. Петонова

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
ПО ФЕНОМЕНУ ЛАМЫ ИТИГЭЛОВА И ПРОБЛЕМЕ БЕССМЕРТИЯ


29 ноября 2006 г. в 15.00 в Москве в Российском Государственном гуманитарном университете состоялась пресс-конференция "Мировой феномен XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и проблема бессмертия", обнародованы результаты последних исследований впервые официально зарегистрированного государственной судебно-медицинской экспертизой факта сохранения свойств живого организма через 75 лет после его погребения.

Уникальная история "жизни после смерти" Пандито Хамбо Ламы Итигэлова была подробно рассказана заведующим кафедрой устойчивого инновационного развития университета "Дубна", профессором Борисом Большаковым нынешним летом на Байкальской конференции ЮНЕСКО: "Итигэлов - уроженец Бурятии, известный религиозный деятель по имени Хамбо лама Даши Доржо Итигэлов (1852-1927), который был главой российских буддистов с 1911 по 1917 год. Для понимания и оценки нынешнего состояния Итигэлова чрезвычайно важно, что он ушел в мир иной при выполнении определенных ритуальных действий: собрав своих близких учеников, он сел в позу лотоса и попросил их исполнять буддийскую молитву "Благопожелание уходящему". Ученики удивились, что должны читать эту молитву живому человеку. Тогда Итигэлов прочитал молитву сам. А перед этим он оставил своим ученикам завещание: сказав, что уходит на тысячу лет, он попросил поднять его через 75 лет, чтобы убедиться, что он жив. Говоря светским языком, вполне возможно, что он хотел продемонстрировать на себе образец, некий пример того, как можно жить после смерти. И, видимо, он полагал, что тысяча лет - это срок достаточный для того, чтобы люди разобрались, сумели понять механизмы, способы достижения им этой цели.

В сентябре 2002 года состоялось вскрытие саркофага, в котором находился Итигэлов, в присутствии руководства Буддийской традиционной сангхи России и медицинских экспертов. Всеобщее удивление вызвала прекрасная сохранность тела вопреки времени и необратимости физического распада. Итигэлов по-прежнему сидел в той же самой позе лотоса, которую принял, медитируя, при уходе из жизни. Он был не просто внешне узнаваем, но у него были обнаружены все признаки живого тела: мягкая кожа без каких-либо оттенков гниения, сохранились на месте нос, уши, закрытые глаза, пальцы рук и так далее. Я не знаю ни одного подобного, официально зарегистрированного современным государством факта не только в истории буддизма, но и в истории человечества вообще.

Интересно и то, что Итигэлов родился ровно через 75 лет после смерти своего учителя. Первый глава буддийской церкви Пандито Хамбо лама Заяев, основатель буддизма в России, уходя из этой жизни, сказал своим ученикам: я к вам вернусь. И в 1852 году, ровно через 75 лет, родился Хамбо лама Итигэлов. Он тоже проживает 75 лет и уходит со словами: "Я вернусь к вам через 75 лет".

После вскрытия саркофага Хамбо-ламу перевезли в Иволгинский дацан (дацаном называют комплекс буддистских строений, объединяющий отдельно взятые даганы - храмы), переодели и поместили на втором этаже в той же позе лотоса. Шли дни, месяцы и годы, а его тело оставалось нетленным. Приезжавшие в дацан патологоанатомы поражались - сохранность тела противоречила всем официальным законам природы. После долгих раздумий нынешний глава буддистов России решил дать возможность исследовать тело Итигэлова ученым. Осмотр производили заведующий отделом идентификации личности Российского бюро судмедэкпертизы профессор Виктор Звягин. Он собрал для проведения анализов волосы, которые упали с головы ламы, отшелушившуюся кожу и состриг несколько миллиграммов ногтя с ноги. Полученные результаты ошеломили эксперта: спектральный анализ не выявил в органических тканях тела ничего такого, что отличало бы их от тканей живого человека. Кроме официальной судебно-медицинской экспертизы во главе с профессором Звягиным, приезжало в дацан много других экспертов из разных стран, всякий раз проводились различные анализы, но все приходили к выводу о том, что тело Итигэлова соответствует всем параметрам тела живого человека, в том числе и глаза. Но вот убедиться в том, что у него работает мозг, ученые пока не смогли. На этот счет высказываются разные точки зрения".

ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ ИТИГЭЛОВА

Поскольку речь пойдет о вещах, которые людям, не знакомым с буддизмом, покажутся нереальными, скажу сразу о своих источниках информации. Янжима Васильева, внучатая племянница Хамбо ламы Итигэлова и директор Института его имени, рассказывая о земном пути своего великого родственника, опирается на собранные ею свидетельства земляков, полсотни архивных источников, государственных и монастырских. Она сразу предупредила, что есть три версии биографии Итигэлова: от рождения, 1852 года, до 1895-го. Все архивно подтверждены, но противоречат друг другу.

Также информация получена от Ганжур ламы, ректора буддийского Университета, Бимба ламы, хранителя драгоценного тела Итигэлова, и XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. Каждый из них внес в повествование о земных жизнях Итигэлова яркие краски.

Итак, считается, что Даши Доржо Итигэлов родился в 1852 году. Тем не менее ламы предполагают, что мальчик появился на свет сразу в возрасте пяти лет. Никто не знает и не знал, кто его мать. У бурят всегда было очень бережное отношение к родословной, помнили и записывали до 30 поколений. Правда, по мужской линии, женщины не вписывались. И род отца известен, о матери - ноль сведений. Мальчик рос сиротой - случай уникальный, поскольку у бурят все дети, оставшиеся без родителей, воспитывались родственниками. Преимущество жизни родом. Хамбо лама Аюшеев полагает, что Итигэлов - неземного происхождения.

Мальчик пас чужой скот и говорил, что будет Хамбо ламой. Над ним смеялись. Однажды он появился верхом на быке с колом в руке. На колу был человеческий череп. О случившемся стало известно ламам, они предрекли ребенку особую судьбу и великое предназначение. Действительно, все было предрешено. Отроком он попал на учебу в Анинский дацан, и его учителями стали люди, за которыми, когда они только родились, специально приезжали тибетские ламы. Эти дети были земными воплощениями Будды долголетия и Будды мудрости. Монахи Анинского дацана ответили вежливым отказом: "Боги сами знают, где им рождаться". А еще его учителем был ширээтэ (настоятель) Анинского дацана, земное воплощение Будды сострадания. Он назначил студенту содержание 5 рублей в месяц и обязал жителей окрестных сел поочередно платить эти деньги. Жители Ойбонта более 15 лет вносили также плату за освобождение Даши Доржо от воинской повинности - он считался выходцем из казачьего сословия.

А когда в 1911 году Итигэлову было начертано стать главой ламаистского духовенства Восточной Сибири и Забайкалья, вдруг разом решились все преграды его избранию. Множество людей вокруг - от лам до губернатора Восточной Сибири - совершают поступки, которые помогают свершиться судьбе Итигэлова. Аюшеев: "Это невероятные вещи. Такое ощущение, что всё и вся были подчинены выполнению миссии, возложенной на Итигэлова".
Даши Доржо Итигэлов

По свидетельствам лам, при жизни Итигэлов говорил, что знает о трех своих реинкарнациях. Так, для верующих он неоспоримо был перерожденцем первого Хамбо ламы Заяева - основателя буддизма в России. Заяев родился в 1702 году. Прожил 75 лет и, уходя, пообещал ученикам вернуться. В 1852 году, через 75 лет после смерти Заяева, родился Итигэлов. Он тоже проживает 75 лет. И возвращается к нам вновь через 75 лет. То есть четырежды повторяется число 75. Когда Итигэлов вступил в должность Хамбо ламы, прихожане Цонгольского дацана, затапливаемого во время наводнений, обратились к нему с просьбой определить новое место для постройки храма. Он указал место, сказав, что там зарыты колокольчик и ваджра Заяева. И там действительно обнаружили его личные вещи и впоследствии построили новый дацан.

Два года назад лама Жаргал Дугданов среди тысяч изданий, хранящихся в Деважин-дугане Иволгинского дацана, обнаружил ранее не известную рукопись Итигэлова. На пяти листах на тибетском языке он рассказывает о 12 своих реинкарнациях на протяжении нескольких тысячелетий: пяти в Индии, пяти в Тибете и двух в Бурятии. Итигэлов рассказывает, как в прошлой жизни, будучи Заяевым, он преподносит поочередно подношения в виде золота, серебра и кораллов Далай-ламе, Панчен-ламе и буддийским божествам и получает от них сведения о своих предыдущих жизнях. Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев: "Если бы в этой книге была допущена хоть одна неточность, ему никогда бы не удалось добиться вечного тела".

Николай II и царская семья почитали Итигэлова (бурятские ламы, напомню, врачевали венценосных особ), у него было немало российских наград. Родной же народ, буряты, еще при жизни начали его боготворить. В 1903 году, когда его назначили ширээтэ Янгажинского дацана, все свое состояние он пожертвовал на строительство новых дуганов в честь воинов, погибших в Русско-японской войне. Три сотни янгажинских казаков получили от него благословение, отправляясь на фронт Первой мировой войны, и никто из них не погиб, все вернулись домой. Итигэлов создает "Общебурятское общество" - для помощи фронту. Объединив 120 религиозных и светских лиц, Итигэлов собирал деньги для раненых и их семей, организовывал лазареты, отправил эмчи-лам в прифронтовые госпитали. На православную Пасху 1915 года солдаты получили посылки из буддийской Бурятии.

Иллюзий относительно советской власти Итигэлов не питал. В отличие от коллег, надеявшихся, что буддийская религия позволит мирно ужиться с новым режимом. Увы, вскоре ламы выяснили, что советская власть все рассматривает с позиции двух крайностей: вечное и невечное, материя и дух, материализм и идеализм. И коммунисты выбирали одну из крайностей (мы как наследники большевиков тоже вот пытаемся понять: живой Итигэлов или мертвый, иного какого-то состояния мы в толк взять не можем). Буддисты же исповедуют принцип срединности, свободной от крайних суждений: ни любви, ни ненависти - лишь сострадание.

Сосуществовать с большевиками не получилось, часть лам уехала в Тибет, другую ждали аресты и казни - все, как предрекал Итигэлов. Буддийские святыни уничтожили. Янгажинский дацан стерли в пыль - степь была белой от нее, от клочков рукописей. А в Анинском дацане в развалинах взорванного центрального дугана устроили скотобойню.

Но все это произошло после ухода Итигэлова. Сам он эмигрировать и не пробовал, сказал о комиссарах: "Меня они не возьмут". Так и вышло.

Ходит много легенд об арестах бурятских йогинов. Энкавэдэшники много раз приходили за одним из лам. Гужи Дашинима сидел у них на виду и читал, но те его не видели. Когда им эти игры в прятки надоели, они стали угрожать ученикам ламы, и тогда он решил отдать себя в руки новой власти. Однако вскоре конвоиры нашли его мертвым - лама, войдя в самадхи, покинул тело. Ганжур лама сказал мне: в те времена это было еще в порядке вещей - ламы летали, проходили сквозь стены, моментально преодолевали громадные расстояния, ходили и ездили на конях по воде, аки по суху.

Относиться к рассказам о сверхъестественных силах бурятских йогинов можно как к легендам, но Янжима ссылается, например, на сохранившееся официальное полицейское донесение. Из него следует, что в мае 1917 года (революционные безобразия уже происходили) вернувшиеся фронтовики в Тамчинском дацане устроили потасовку и пьянку. Итигэлов, узнав об этом, помчался в дацан - на коне проскакал по поверхности Белого озера (сейчас называется Сульфатное) как по мощеной дороге. Затем прыгнул с крутого берега Гусиного озера, рассек водную гладь и по сухому дну ринулся напрямик к дацану. Когда выскочил на берег, воды сомкнулись за ним. Поднявшиеся волны смыли часть собравшихся в дацане дебоширов и очистили оскверненную территорию. Оставшиеся, увидев Хамбо ламу, в страхе разбежались.

Итигэлов, практик высочайшего уровня, говорят, мог мгновенно передвигаться: как только за ним закрывали дверь, он тотчас оказывался за километр от нее, превращаясь в точку.

В 1917 году Итигэлов оставил пост Пандито Хамбо ламы. Написал послание потомкам, обнаружено оно было лишь в 1998 году в библиотеке Иволгинского дацана. Он знал, что вернется в вечном теле. 15 июня 1927 года Итигэлов в состоянии медитации погрузился в нирвану. Перед этим обратился к монахам с просьбой почитать ему специальную молитву - благопожелание уходящему. Ею провожают усопших, чтобы душа, покидающая тело, нашла свое кармическое предназначение. Смущенные ученики не могли решиться на эту молитву при живом Учителе, тогда Итигэлов начал ее сам. Монахи вынуждены были подхватить ее. В позе лотоса, в которой Хамбо лама перестал дышать, тело похоронили в бумхане (кедровом коробе) в местности Хухэ-Зурхэн. Перед тем, как уйти окончательно, он отдал четкие распоряжения, как его похоронить и когда навещать - первый раз через 30 лет.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Группа лам подняла тело Итигэлова в 1955-м - на два года раньше, чем он завещал. Процедура была вынужденной - сильнейший шторм в селе Зун Оронгой сорвал крыши, и глава буддийского духовенства решил провести необходимые обряды до названного срока. Убедившись в неизменности тела Итигэлова, ламы сменили ему одежду и бумхан. Такой же ритуал был проведен в 1973 году. Тогда он был связан с сильнейшим наводнением, отрезавшим на месяц Иволгинский район от Улан-Удэ.

Нынешний хранитель тела Итигэлова Бимба лама очень доброжелателен, но не особенно разговорчив, считая, что только после его ухода в иной мир можно будет обнародовать "его сокровенное". Тем не менее он не скрывает - всегда держал в уме мысль, что нынешнему поколению лам необходимо вновь найти саркофаг Итигэлова и проверить состояние его тела. Он видел во сне свою встречу с великим Учителем. Обнаружение его послания только утвердило желание Бимба ламы. Он нашел человека, знавшего точно, где похоронен Учитель, - дедушку Амгалана Дабаева, 1914 года рождения. 7 сентября 2002 года он указал Аюшееву место захоронения. Интересно, что Пандито Хамбо лама самостоятельно вышел к этому месту, дедушка подошел к нему другой дорогой.

Ламы получили согласие родственников на эксгумацию и 10 сентября откопали на глубине полутора метров короб с телом, засыпанный солью. Присутствовавший судмедэксперт, оглядев тело, отказался что-либо предпринимать с ним, поскольку никогда такого не видел. И попросил создать комиссию. Лама был не просто внешне узнаваем, у него обнаружили все признаки живого тела: эластичную кожу без каких-либо признаков гниения, сохранились на месте нос, уши, глаза (они закрыты), пальцы рук. У него гнулись все суставы, включая самые мелкие на пальцах. Отлично сохранились зубы, волосы, ресницы, брови. Итигэлова перенесли в Иволгинский дацан.

На опознание пригласили видевшего ламу до 1927 года Бимбу Цыбикова, 1910 года рождения, кандидата исторических наук. По его словам, Хамба лама был небольшого роста и очень худой, и стал сейчас еще меньше. Но он сразу узнал черты лица Итигэлова - они нисколько не изменились.

Из "акта наружного осмотра эксгумированного трупа", подписанного 11 сентября тремя ведущими специалистами республиканского центра судмедэкспертизы: "Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от трупа не определялись… Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких-либо повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено".

Сначала для ламы соорудили саркофаг из стеклопакета, затем решено было заказать на Красноярском заводе "Бирюса" два холодильника. Однако в розетку их включать не пришлось - нет надобности. Итигэлова защищать от времени не нужно. Стекло лишь предохраняет от пыли. Монахи говорят, что иногда оно запотевает изнутри. Переодевает Итигэлова Бимба лама, он же ухаживает за телом, обтирая его полотенцем. Из Музея истории Бурятии вернули одежду Хамбо ламе. Новые халаты сшила швея из Верхней Иволги. Доктор Алексей Ажеев говорит, что чувствовал, как Итигэлов покатывался со смеху, когда они с коллегами измеряли его тело. (В дацане вообще не всегда понимаешь, о ком тебе сейчас говорят - о давно умершем ламе или о живом. О чьих эмоциях, чьем смехе, чьей живой реакции рассказывают.)

В декабре 2004 года в повторном обследовании участвовал завотделом идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы Минздрава РФ Виктор Звягин. Кроме того, для экспертизы в Москве Звягину были переданы образцы волос, кожи, которая сама отшелушилась, и срез ногтя с ноги ламы. Из его комментариев: "Состояние тканей таково, что оно вполне соответствует прижизненной характеристике. Нам не известны случаи такой сохранности, это некая научная загадка… По многим параметрам тело Хамбы ламы производит впечатление тела живого человека… Для меня было большой неожиданностью, когда мы сделали инфракрасную спектроскопию образцов тканей и убедились, что их состав мало чем отличается от состава таких же тканей у живого человека… Никакие известные науке искусственные способы поддержания такого состояния тела вроде мумифицирования, бальзамирования и т.п. в этом случае не применялись. Нет следов вскрытия, извлечения головного мозга и внутренних органов, никаких уколов, разрезов и тому подобных воздействий мы не обнаружили". Военные медики изучили ядро клетки ядерно-резонансным методом. Их вывод: клетка жива и ядро цело.
Категория: Об Учителях, Мастерах, Подвижниках | Добавил: Константин (23.08.2010)
Просмотров: 20479
Всего комментариев: 0
avatar